При сварке металла в результате нарушений правил при подготовке и сборке изделий под сварку, а также в процессе самой сварки часто появляются дефекты.
Дефекты подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним относятся дефекты несоответствия формы, размеров сварных швов, подрезы, наплывы, газовые поры, трещины, а также остаточные деформации и коробления изделий. Внешние дефекты опасны, так как они ухудшают механические свойства швов и снижают прочность сварного соединения. Они легко обнаруживаются и зачастую устраняются.
К внутренним дефектам относятся непровары, внутренние трещины, газовые поры и шлаковые включения, а также низкие механические свойства наплавленного металла. Эти дефекты представляют наибольшую опасность, так как они скрыты и трудно обнаруживаются при внешнем осмотре. Обнаружить их можно только с помощью приборов без разрушения.
Непровар металла. Непровар металла определяется наличием пленки окислов на изломе стыка, а также наличием мест частичного сваривания металла по всей поверхности стыка (черт. № 59).
Основными причинами, вызывающими непровар, могут быть неправильно подобранный режим сварки, малая мощность сварочной машины, загрязнение поверхности свариваемых элементов и т. д.
Устранение и предупреждение непровара достигается путем регулирования ступеней мощности сварочной машины, непрерывным контролем за напряжением первичной цепи и осадочным давлением, а также путем увеличения продолжительности предварительного нагрева.
Дефекты сварных соединений
черт. № 59. Непровары:
а — непровары по кромкам; б — непровары по сечению; 1 — свариваемый металл; 2 — непровары
Подгар стержней. Внешними признаками дефекта являются раковины и трещины на поверхности арматурных стержней в результате их поджога как в зонах сварки, так и вдали от нее.
Этот вид дефекта получается при недостаточном охлаждении и малом размере губок, при плохом контакте между губками и поверхностью стыка, а также при перемещении стержней в губках и их чрезмерном загрязнении. Устранение дефектов может быть достигнуто путем отрегулирования системы охлаждения и очистки поверхностей губок и арматуры в зонах контакта.
Пережог металла характеризуется раковинами, трещинами, крупнозернистой структурой у поверхности излома образца. Основными причинами, вызывающими пережог, являются большая сила сварочного тока, большое время выдерживания под током, а также возможный предварительный нагрев свариваемых элементов.
Для устранения и предотвращения дефектов, вызванных пережогом, следует установить оптимальный режим сварки с учетом вида стали, диаметра арматуры, температуры воздуха и других факторов.
Трещины являются наиболее опасным видом дефектов при сварке. Кольцевые и продольные трещины появляются в результате — недостаточного предварительного нагрева, малой осадки под током либо при большом охлаждении зоны сварки.
Трещины могут образовываться как в процессе, так и вскоре после сварки. В зависимости от происхождения трещины могут быть горячими, возникающими под действием растягивающих напряжений в процессе кристаллизации металла, и холодными, возникающими при температуре до 300°.
Устранение и предупреждение трещин осуществляются путем изменения режима сварки либо путем увеличения продолжительности нагрева.
Наплывы относятся к наружному виду дефектов и образуются в результате стекания электродного металла на соседние участки свариваемого основного металла (черт.60).
Дефекты сварных соединений
черт. № 60. Наплывы:
а -в стыковом шве; б — в угловом шве; 1 — свариваемый металл; 2 — наплывы
Наплывы чаще образуются при сварке вертикальных и горизонтальных швов на вертикальной плоскости.
В местах образования наплывов встречаются непровары в глубину шва по кромкам свариваемых элементов.
Основными причинами, вызывающими наплывы, являются нарушения в режиме сварки, отсутствие контроля за изменением силы тока и скорости сварки.
Дефекты сварных соединений
черт. № 61. Подрезы:
а — в стыковом шве; б — в угловом шве; 1 — свариваемый металл; 2 — подрезы
Опубликовано: 17.09.2013