Усталость характеризуется внезапным разрушением металла, наступающим после большого числа повторно-переменных загружений. Характеристики усталостной прочности арматуры и закладных деталей в железобетонных конструкциях являются очень важными, так как большинство железобетонных конструкций подвергается действию переменных статических и динамических нагрузок. Усталостное разрушение происходит при напряжениях, меньших предела прочности и даже предела упругости, и объясняется возникновением усталостных трещин.
При испытании металла на усталость обычно пользуются специальными гладкими образцами, выточенными из основного металла. Такие образцы мало приемлемы для испытания арматурной стали и закладных деталей. Для получения объективных данных о прочности металла необходимо испытывать арматурную сталь в натурном виде.
Испытание производят осевой растягивающей переменной нагрузкой на специальных разрывных машинах пульсирующего действия.
Для испытания металлов при фактическом растяжении или сжатии используется машина ГРМ-2А (черт. № 45), состоящая из двух систем — неподвижной и подвижной. Неподвижная система включает основание, вертикальные колонны и верхнюю поперечину, связывающую колонны. Подвижная система, выполняющая роль рег верса, состоит из поперечины с верхним захватом, подъемных тяг с винтовой резьбой и малой подвижной поперечины. В машине имеется нижний захват, перемещаемый от электродвигателя, пульсатор в виде одно-поршневого насоса для создания циклической нагрузки и пульт управления.
Статическая нагрузка в машине измеряется маятниковым сило-измерителем, а с помощью самопишущего прибора осуществляется запись кривых нагрузки-деформации.
Циклическая нагрузка создается чередующимися нагнетаниями и отсосами масла из полости рабочего цилиндра машины после предварительной статической нагрузки.
Другие материалы темы
Электрические методы испытаний
Расположение арматуры
Контроль напряжений и защитного слоя арматуры
Электромагнитная дефектоскопия
Магнитные методы